Рынок коммерческой недвижимости: 6 тенденций года

Георгий Трушин 27
Фото: © Global Look Press/Alexei Gyngazov
Чтобы не провалиться в этом сегменте рынка недвижимости, арендодатели должны идти на существенные уступки и терпеть убытки.

Российский рынок коммерческой недвижимости переживает очень непростые времена, количество арендаторов падает, цены на годовую аренду офисы и помещения в торгово-развлекательных и торговых центрах снижаются.

И ничего хорошего пока не светит — во всяком случае, в нынешнем году. Более того, на рынке коммерческой недвижимости будут преобладать следующие тенденции, которые наверняка не порадуют арендодателей.

Первая тенденция — это существенное сокращение затрат на строительство. Многие девелоперы, которые возводят именно коммерческую недвижимость, режут бюджеты, которые раньше были выделены на возведение того или иного офисного, торгового или развлекательного центра. Особенно сейчас тяжело тем застройщикам, которые специализируются как раз на офисных центрах. Дело в том, что сейчас арендаторам не нужны ни большие площади, ни крутой дизайн, ни прочие навороты. В тяжелых экономических условиях все хотят, чтобы помещение было удобным простым и, что самое главное, недорогим. Ну, а среди возможных способов сокращения затрат на строительство можно рассматривать следующие: обустройство паркинга на нулевом или первом этаже, что позволяет отказаться от дорогостоящей подземной части, сокращение этажности здания и строительство из более дешевых материалов отечественного, а не импортного производства.

Согласно второй тенденции, рынок коммерческой недвижимости ждет полный отказ от номинирования арендных ставок в валюте. Это в 2015 году арендодатели старались хоть как-то зафиксировать долларовые арендные ставки, чтобы не потерять доход, то сейчас эта практика практически сошла на нет из-за стремительной девальвации рубля. В офисах класса B долларовые арендные ставки — это настоящая редкость, а в классе A почти 70 процентов собственников перешли исключительно к рублевым ставкам.

Третья тенденция заключается в том, что существенно вырос спрос на трансформируемые пространства. Иными словами, в ближайшие два года заметно увеличится доля проектов, в которых предусмотрена возможность быстрой трансформации одной функции в другую. Например, апартаменты можно переделать в офисы, и наоборот. Именно это сейчас очень востребовано на рынке коммерческой недвижимости, однако девелоперы пока что не могут удовлетворить все запросы, но, как уже было сказано выше, доля трансформируемые помещения увеличится.

Четвертая тенденция — это поиск новых торговых форматов. Эксперты коммерческого рынка недвижимости утверждают, что и собственники, и управляющие компании действующих торговых центров в 2016 году будут находиться в поисках новых форматов, способных хоть немного, но увеличить трафик посетителей. Ну, а если не получится увеличить, то хотя бы удержать его от существенного спада, а также заполнить стремительно освобождающиеся площади. Например, уже сейчас прогнозируется, что до конца 2016 года практически все торговые центры сделают упор на так называемый “семейный отдых”, когда в выходные дни семья на целый день “зависает” в ТРЦ.

Есть и пятая тенденция — ротация арендаторов. Так уж получилось, что в прошлом году одно и то же помещение могли сменить сразу несколько компаний. Арендаторы покидали старые офисы, если им не удавалось договориться о снижении арендных ставок или отмене ежегодной индексации. А те арендодатели, которые не пошли на уступки, потеряли клиентов, поскольку при высокой вакантности коммерческих площадей у арендаторов был большой выбор. В этом году больше шансов на успех у тех проектов, которые недавно вышли на рынок и еще готовы демпинговать.

Читайте также:
21 апреля 2017 г.
Гостиничный бум: отели в России становятся больше и лучше
19 апреля 2017 г.
Загородная элитка: бюджет покупки сокращается
14 апреля 2017 г.
Квартирография: новые тенденции рынка
Акция!
Дизайн