Благоустройство: тенденция в масштабе страны

478

Устойчивое развитие — основной тренд на рынке благоустройства.

В этом году вышло постановление правительства "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды". Согласно документу, Министерство строительства РФ планирует выделить регионам более 20 миллиардов рублей. Своим мнением о том, что сейчас происходит в сфере благоустройства в Москве и регионах, поделился Денис Кусенков, старший партнер, директор по развитию ландшафтной компании ARTEZA.

Так исторически сложилось, что все тенденции в нашей стране идут от центра: начинают что-то развивать в Москве, через год-два тренд подхватывают регионы. Пример — пешеходные зоны: сначала этот тип улиц стал появляться в Москве, сейчас пешеходная среда развивается в других крупных городах России. Еще один тренд, который распространяется на регионы — определение ключевых общественных пространств и их развитие.

Надо отметить, что речь идет не только о парках, но и центральных улицах, набережных и площадях. Драйвером для их развития стал конкурс на разработку архитектурных концепций (дизайн-проектов) благоустройства ключевых общественных пространств в 15 городах России, который запустили КБ "Стрелка" и АИЖК.

Понятно, что регионы ориентируются на Москву, но бюджет региональных городов гораздо меньше, местные архитекторы часто не могут предложить кардинально новых и современных проектов.

В России прецедентный образ мышления. Например, после реализации Крымской набережной (проект бюро Wowhaus и ландшафтного архитектора Анны Андреевой) перед глазами у чиновников и девелоперов появился живой пример, который каждый в той или иной мере хочет повторить в своем городе или на территории коммерческого объекта недвижимости.

При этом важно понимать, что флагманские проекты в Москве — это пример "дорогого" благоустройства. Зачастую используются дорогостоящие материалы, импортная уличная мебель и осветительное оборудование, посадочный материал покупается в дорогих европейских питомниках. Я лично поддерживаю такой выбор материалов, Москва — лидер, здесь показывают, как нужно делать. Но при этом можно делать дешевле и не менее качественно, если привлекать отечественных производителей.

Хороший пример в этом отношении — Казань. В этом городе программу по проектированию парков и скверов доверили экс-помощнику Сергея Капкова — Наталии Фишман. Наталия как человек с большими амбициями и хорошим вкусом смогла инициировать создание в городе качественных проектов благоустройства с привлечением местных производителей.

Качество общественных пространств напрямую связано с выделяемым бюджетом. Растения, которые сейчас высаживаются на основных улицах Москвы очень высокого качества. Стоимость взрослых деревьев, подобно которым посадили на Тверской улице, может доходить до 10 тысяч евро за растение. В Москве важно было показать быстрый эффект — до и после. При этом, если высаживать более молодые растения, можно сэкономить бюджет в разы. Но и тут не стоит уходить в крайности – нужен поиск компромисса и оптимального решения. В той же Москве есть негативный опыт посадки саженцев. Если высаживаются совсем молодые растения, нужно быть готовыми, что они будут 5-7 лет набирать силу и только тогда смогут частично выполнить дизайнерскую задачу, направленную на формирование среды.

Главный прорыв, который был достигнут по итогам глобальной реконструкции московских улиц, состоит в том, что сегодня во главу угла ставится приоритет комфорта жителей, а не городских служб. Говоря бытовым языком, благоустройство строится вокруг дизайна, внешнего вида, а не вокруг подземных инженерных сетей, которые накладывают существенные ограничения на использование ландшафтных решений.

Под влиянием общественных пространств мы наблюдаем, как в России формируется рынок осознанного девелопмента. Высокая конкуренция на рынке застройщиков приводит к понимаю, что сейчас продаются не здания, продается среда.

Но пока запрос существует в основном на концепции, которые становятся частью стратегии продаж, красивых буклетов. Будем надеяться, что у девелоперов хватит воли и ресурсов, чтобы воплотить эти проекты в жизнь.

Следующий шаг развития в этой области — корректировка бюджетов на благоустройство в пользу качественной работы. Раньше проекты благоустройства микрорайонов подразумевали высадку посадочного материала минимального размера и ценовой категории, так как деньги на эти проекты распределялись по остаточному принципу. В результате уже сданные жилые проекты не отвечали ожиданиям жильцов.

В ближайшее время появится запрос на качественные материалы. Интересный дизайн не может быть реализован плохими, однотипными материалами. Хороший проекты благоустройства подразумевает комбинированный, сложный подход: сочетание типов мощения, растений, сезонно сменяющих друг друга, хорошего освещения.

Интересен в плане благоустройства опыт современного Китая. В крупных городах распространена плотная многоэтажная застройка, под благоустройство остается небольшой «пятачок» земли, но за счет того, что на эти небольшие участки приходится большой "столб" жилых квадратных метров, на ландшафт выделяются огромные бюджеты, что дает очень интересный и качественный эффект.

Если говорить о трендах благоустройства в будущем, то его задает не архитектор, а заказчик. Ландшафтные архитекторы отвечают на запрос. Еще пару десятилетий назад профессий, связанных с современным благоустройством — ландшафтный архитектор и урбанист — в России не существовало. Были инженеры садово-паркового хозяйства, более узкие специалисты, которые не рассматривали зеленую среду в системе города. В результате общественные парки превратились в изолированные участки, не включенные в городскую среду.

Один из основных трендов на мировом рынке благоустройства — развитие территории по принципам устойчивого развития. То есть не проектирование в сложившейся среде с нуля, а использование уже существующей базы — будь то территория завода, заброшенное депо или старый парк. Таких территорий в России тысячи.

Совсем небольшими средствами можно привести в порядок уже сложившуюся территорию парка: достаточно грамотно очистить территорию, вырубить угнетенные и больные растения, посадить кустарники и многолетники, проложить ключевые маршруты, расставить функциональные объекты — детские и спортивные площадки, места отдыха. Для общественных пространств, которые уже имеют свою историю, важна адаптация их под современные реалии, создание места, которое вновь станет интересным всем. Для этого в команду архитектор привлекает специалистов с опытом программирования территорий. Активация существующих, но морально устаревших территорий — это и есть тот вызов, на который предстоит ответить новым стандартам благоустройства.

Читайте также:
15 августа 2017 г.
Аренда квартиры: нужен ли посредник?
15 августа 2017 г.
Уже 17 городов России представлены в Федеральной Премии Urban Awards
14 августа 2017 г.
Коворкинг: за и против
Связанные персоны
0
Связанные компании
0
Акция!
Дизайн