Рынок недвижимости: от роста цен до дефицита предложения

170
Фото: © Георгий Трушин
В борьбе за покупателей девелоперы изменят подход к продаже недвижимости.

В непростые времена для отечественного рынка недвижимости многих интересует вопрос — что же будет с ценами на новостройки и смогут ли люди покупать себе новые квартиры и дома? Специалисты Аналитического и консалтингового центра инвестиционно-риелторской компании Est-a-Tet приводят несколько ключевых рыночных факторов, которые позволят ценам на новостройки в кризисный период демонстрировать положительную динамику Вот главные из них.

Рост цен на строительные и отделочные материалы. Увеличение издержек на строительство и рост себестоимости объектов девелоперы, скорее всего, будут компенсировать за счет повышения цен на конечный продукт. Причем затронет это не только те проекты, где используются зарубежные материалы, которые уже выросли в цене на 30-40 процентов. Отечественные производители не сильно отстают от западных коллег и уже повысили цены на свои продукты на 10-20 процентов из-за общего удорожания жизни в стране и большой доли западной техники и сырья в российском производстве.

Удорожание проектного кредитования. Помимо удорожания проектного кредитования из-за роста ключевой ставки, ужесточаются и сами условия аккредитации застройщиков. Игрокам рынка, у которых нет за плечами внушительного портфеля реализованных проектов и долгих лет работы на рынке, получить кредит все сложней, а обеспечить при отсутствии дополнительных активов финансирование за счет реализованных от продажи средств в условиях снижения платежеспособного спроса проблематично.

Повышение строительной готовности объектов. Это традиционно "вечный двигатель" для роста цен на новостройки, который стимулирует рынок и в кризис. В худшем случае, рост, обусловленный этим постоянным рыночным фактором, может полностью "съедаться" инфляцией, что фактически означать стагнацию, тем не менее, опускаться цена благодаря ему не будет.

"Укрупнение" девелоперского бизнеса. В кризисные периоды на рынке естественным образом происходит санация и более мелкие и средние игроки уходят, не выдерживая конкуренции. А крупные игроки рынка имеют и необходимый антикризисный резервный фонд в виде дополнительных средств, и стабильное финансирование со стороны банков, и опыт работы в кризис 2008 года. Поэтому, как правило, к открытому демпингу они не прибегают, а, наоборот, капитализируют в стоимости своих объектов доверие со стороны покупателей и стабильные показатели по строительству и реализации проектов.

Риск наступления дефицита предложения. Несмотря на то, что о рынке Московского региона до недавнего времени было принято говорить только в контексте затоваривания, но никак не дефицита, при пессимистическом сценарии развития на рынке будет все-таки наблюдаться отрицательная динамика объема предложения – новые проекты на рынок выходить не будут, а старые станут постепенно вымываться. Таким образом, уже реализуемые объекты в виду ограниченности предложения терять в цене не станут, поскольку спрос так или иначе будет сосредоточен на них. Наступление дефицита предложения в Москве, возможно, если нынешняя ситуация на рынке жилья сохранится на протяжении 2-3 лет – сокращение платежеспособного спроса, удорожание проектного банковского финансирования, «заградительные» ставки и условия ипотечного кредитования. В Московской области требуется более длительный временной период в силу большего объема предложения. При это речь в первую очередь идет о предложении эконом- и комфорт-класса, в частности, только за январь в Москве объем предложения эконом-класса сократился на 16,8 и теперь в общем объем предложения по всем классам его доля составляет всего 2,8 процентов.

Нежелание застройщиков создавать

Читайте также:
23 сентября 2017 г.
Договор пожизненной ренты: подводные камни для всех сторон
22 сентября 2017 г.
Находится ли Подмосковье под угрозой геттоизации?
22 сентября 2017 г.
"Зеленое строительство": вложения окупятся
Связанные персоны
0
Связанные компании
0
Акция!
Дизайн