Торговая недвижимость: проекты заявляют и “размораживают”

Георгий Трушин 364
Фото: © Global Look Press/Nikolay Gyngazov

В 2017 году под влиянием снижения темпов инфляции будет наблюдаться рост оборотов ритейлеров, что будет приводить к более активному развитию сетевых операторов.

В последние годы в России весьма активно строились торговые центры. Но сейчас многие из них либо простаивают, либо не могут сдать в аренду все имеющиеся площади. О сегодняшнем положении “Вести.Недвижимость” рассказала региональный директор и руководитель департамента торговой недвижимости компании JLL Екатерина Земская.

Ввод торговых центров в Москве снижается: в 2016 году на рынок вышло 455500 квадратных метров новых площадей, что на 15 процентов уступило показателю предыдущего года. В этом году результат будет еще более скромным — всего 277000 квадратов, что станет минимальным объемом за четыре года. Крупнейшими торговыми центрами 2017 года являются третий проект в сети Vegas компании CrocusGroup — “Vegas Кунцево”, второй проект редевелопмента объектов компании “ЭНКА ТЦ” — “Каширская Плаза”, а также “Видное Парк”. При этом в первом квартале не был введен ни один новый ТЦ.

Мы ожидаем, что в 2017 году под влиянием снижения темпов инфляции будет наблюдаться рост оборотов ритейлеров, что будет приводить к более активному развитию сетевых операторов. На фоне замедления темпов ввода (всего девять проектов заявлено на этот год) мы будем видеть дальнейшее снижение доли свободных площадей в ТЦ. Если по итогам 2016 года показатель сократился до 7,5 процента, то в 2017 году мы ожидаем его уменьшения до 6-6,5 процента. При этом в наиболее качественных ТЦ, где в кризисный период 2014-2015 годов наблюдался значительный объем незанятых помещений, сегодня доля вакантных площадей не превышает 2 процентов, а в ряде случаев отсутствует в принципе. Важно отметить, что эта динамика характерна не только для давно работающих торговых центров, но и для недавно открытых объектов.

Говоря о тенденциях нынешнего года, необходимо отметить объявление о строительстве новых и разморозку заявленных ранее проектов. В частности, активизируется реализация ТРЦ “Саларис”, объявлено о четвертом Vegas на Киевском шоссе. На рынок продолжают выходить новые бренды, например, Aquazzura, Zanellato, Peter Kaiser, Japonica, Eataly, а также новые форматы ритейлеров. Стоит отметить, что Nike Moscow стал самым большим магазином бренда в России и Восточной Европе и третьим в мире и единственным в Европе магазином в новом, флагманском формате. Аналоги в конце прошлого года открылись в Нью-Йорке и Майами. В многоуровневом Nike Moscow будет в том числе создана интерактивная зона Nike Training Club.

Одним из наиболее стабильных сегментов в кризисный период являются семья и дети – российские потребители менее склонны экономить на детях. В результате сегодня торговые центры делают особый акцент на этот сегмент спроса, наблюдается расширение границ детского кластера в ТЦ, который включает в себя не только детские товары и услуги, но и семейный универмаг одежды, семейные рестораны и кафе, семейный спорт и фитнес, развлечения и досуг для всей семьи.

Акцент в новом девелопменте также смещается – от крупных торговых центров к районным (арендопригодной площадью 5-15 тысяч квадратных метров); среди проектов, запланированных на 2017-2020 годы, таких большинство (45 районных и 10 крупных ТЦ). Это в свою очередь влияет на концепции ритейлеров — они ориентируются на повседневный спрос, частоту совершения покупок и лояльность потребителя.

Одним из обсуждаемых трендов является влияние интернет-торговли на ритейл, при этом помимо перехода offline игроков в online сегмент. Например, IKEA, H&M, Giorgio Armani Beauty,Smashbox) наблюдается и противоположное движение – online в сторону "физического" ритейла (Олант, Викимарт, KupiVip, Ulmart), в том числе возможности забрать заказ из точки выдачи в торговом центре.

Таким образом, мы говорим о развитии omni-channel, а не об угрозе одного формата другому. Дополнительно отмечу усиление роли F&B (food&beverage, общепит) в качестве центра притяжения в торговом центре. Потребитель меняется, и сегодня обеспеченность площадями F&B и разнообразие предложения в этом сегменте являются залогами успеха торгового комплекса. Грамотная комбинация ярких локальных брендов и традиционных, известных зарубежных сетей может привлечь больше посетителей. Согласно нашим данным, торговые центры с большей долей F&B характеризуются более высокими ставками аренды, и этот тренд будет актуальным в будущем.

Читайте также:
25 июня 2017 г.
Москва обновленная: "Моя улица" открывает новые маршруты
25 июня 2017 г.
Как бороться с теснотой в небольших квартирах
23 июня 2017 г.
Рынок недвижимости: с 1 июля меняются правила игры
Связанные персоны
0
Связанные компании
0
Акция!
Дизайн