Эпоха гигантов: московские застройщики укрупняются, но не могут влиять на цены

10376

На строительном рынке Москвы наметился тренд на консолидацию. Уже сейчас половину нового жилья в столице возводит всего 10 компаний. Впрочем, даже вместе они пока не обладают достаточным масштабом, чтобы сильно влиять на рыночные цены

Десять крупнейших застройщиков возводят почти половину нового жилья в Москве. К такому выводу можно прийти по итогам анализа рейтинга столичных девелоперов, подготовленного в "Метриум Групп". Как посчитали эксперты, 10 крупнейших строительных компаний вместе реализуют 78 проектов общей площадью 7,38 млн кв. м. (в эту цифру входят как квартиры, так и апартаменты).

Абсолютным лидером рейтинга оказалась ГК ПИК. В портфель ее проектов входит сразу 23 новостройки общей площадью более 2 млн. кв. м. Это почти в 2,5 раза больше, чем у занявшего второе место "Донстроя", который продает жилье в 13 проектах, площадью в 888,1 тыс. кв. м.

Всего каких-то 10 тыс. "квадратов" до второго места не хватила MR Group. В ее  активе 11 проектов, площадь квартир и апартаментов в которых составляет 878,7 тыс. кв. м.

Четвертое и пятое места достались Capital Group и Группе "Эталон". Компании продают жилье в семи и пяти проектах, площадью 704,8 тыс. кв. м. и 568 тыс. кв. м. соответственно. 

В top-10 рейтинга также вошли Группа ЛСР (509,5 тыс. кв. м), "Абсолют" (505,7 кв. м), "Монарх" (463,1 тыс. кв. м), Группа ПСН (438,2 тыс. кв. м) и "А101 Девелопмент" (414,8 тыс. кв. м)

Примечательно то, что если анализировать рынок, не по выставленным на продажу площадям, а по количеству представленных проектов, то доля top-10 игроков окажется ниже. Половину новостроек Москвы возводит уже не 10 ведущих компаний, а сразу 30 игроков. Все вместе они ведут строительство 169 жилых и апартаментных комплексов общей жилой площадью 11,69 млн кв. м.

Такую диспропорцию между долей top-10 в общем объеме возводимых площадей и долей в общем количестве проектов можно объяснить тем, что крупнейшие компании делают ставку на проекты комплексной застройки.

Масштабные участки лучше подходят для реализации проектов комфорт-класса, в котором сейчас концентрируется большая часть покупательского спроса, отмечает управляющий партнер "Метриум Групп" Мария Литинецкая. Работая на крупных площадках, застройщик получает возможность выбрать нестандартные архитектурные и планировочные решения, выстроить инфраструктуру, которая необходима для востребованного у клиентов проекта комфорт-класса. Кроме того, работа с комплексными проектами позволяет девелоперам по максимуму загружать собственные мощности по производству строительных материалов.

Впрочем, помимо комплексных проектов, практически у всех топовых девелоперов есть проекты с точечной застройкой. Это свидетельствует о том, что бизнес-тактика зависит от конкретной площадки.

По прогнозам Литинецкой, в дальнейшем на рынке сохранится тренд на консолидацию: "В будущем удельный вес крупнейших девелоперов в общем объеме предложения будет возрастать. Они обладают соответствующими финансовыми ресурсами, и сейчас нарабатывают ценный опыт в реализации проектов в промзонах. В будущем именно эти территории, наряду с набережными Москвы-реки и территориями вдоль МЦК, станут главными точками роста Москвы".  

В тоже время, по словам эксперта, наметившийся тренд на "укрупнение" игроков не приведет к тому, что флагманы отрасли смогут искусственно завышать цены. Несмотря на увеличение концентрации игроков, на рынке все равно сохранится конкуренция.

Всего на первичном рынке Старой и Новой Москвы по итогам третьего квартала 2017 г. работало около 150 девелоперов, которые вели продажу недвижимости более чем в 340 жилых и апартаментных комплексах.

Большая часть предложения относится к комфорт - и эконом-классу. На этот сегмент приходится 60,6% продаваемого жилья. На втором месте – бизнес-класс, на который приходится 31,4% от всего предложения. Оставшуюся долю занимает элитное и премиальное жилье.

Весьма вероятно, что в следующем году доля комфорт - и эконом-класса вырастет еще сильнее. Поводом к этому станет анонсированный правительством отказ от долевого строительства. Именно этот механизм чаще всего используется для финансирования возведения массового жилья. Многие застройщики из масс-сегмента стараются заложить будущие проекты до введения новых правил на рынке, чтобы успеть попасть под страхование и регулирование "по старым правилам", считает  исполнительный директор Рейтингового агентства строительного комплекса Вячеслав Строкань.

"Эти проекты как раз будут в активной стадии строительства в следующие два-три года. Таким образом, в следующие два года портфель для масс-маркета будет наполняться быстрее", - прогнозирует он.

По словам эксперта, "бум" запуска новых массовых проектов окажется достаточно коротким и продлится два-три года. Затем, с течением времени их число будет постепенно вымываться, и на рынок будет выходить относительно малое число новых проектов из-за серьезных требований законодательства, а на горизонте уже трех-четырех лет ожидается стабилизация соотношения комфорт-класса и "элитки" в объеме строительства в активной фазе.

Теги:
Акция!
Дизайн