Как это устроено: плавучие дома

7061
фото: shutterstock.com

Недавно стало известно, что в Подмосковье хотят построить плавучие поселки. Главный плюс такой недвижимости в прекрасных видах за окном. 

 

Плавучими домами уже давно никого не удивишь. В Европе (Нидерланды, Германия, Франция) есть целые плавучие кварталы, а в Азии в таком жилье селились еще с давних времен. Популярность такого формата объясняется невысокой стоимостью речных участков по сравнению с землей.

Для России дома на воде, скорее исключение, чем правило. Хотя и это направление у нас тоже хотят развивать. Недавно, например, стало известно о планах создать в Подмосковье плавучие поселки. Под них уже подобраны места, это акватории трех водохранилищ: Пестовского, Клязьминского и Химкинского. Каждый из поселков будет рассчитан на 15-30 хаусботов (плавучих домов)  площадью от 100 до 160 квадратов. Всю инфраструктуру оставят на берегу, а сам поселок займет порядка гектара водной поверхности.

По данным  "Канала имени Москвы", инвестиции в один плавучий поселок составят 60-80 млн рублей, сборка одного хаусбота обойдется в 15 млн рублей. Стоянка хаусботов, включая все коммунальные платежи, будет стоить ежемесячно 30-40 тысяч рублей. Строительством планирует заняться датская компания Houseboat, сборка самих домов будет вестись на Хлебниковском судостроительном заводе. В дальнейшем Houseboat планирует создать поселки на воде и в других российских регионах.

На 90% дом, на 10% речная яхта

Само жилье на воде может быть нескольких видов, и хаусбот – одно из них.  Хаусбот, как правило, совмещает в себе функции яхты и загородного дома. "Хаусбот - это на 90% дом и на 10% речная яхта. Но в отличие от яхт той же длины предназначен для длительного проживания, имеет в 2-3 раза большую площадь и во столько же раз ниже цену", - отмечают в компании Houseboat.

Начинка хаусбота не отличается от жилого дома (в нем есть кухня, ванна, спальные комнаты, гостиные), просто со всем этим можно перемещаться по воде. Скорость передвижения 15-20 км/ч, гендиректор компании "Лодка Хаус" (саратовская компания занимается производством хаусботов) Алексей Волостнов.

Сам хаусбот может существовать автономно с помощью генератора, который будет давать тепло и свет. Практически на каждом хаусботе есть станция по очистке воды: речную очищают до питьевой. Если есть необходимая инфраструктура на берегу, то к хаусботу можно подвести все необходимые коммуникации. При создании такого жилья используются энергоэффективные технологии. Например, мы делали хаусбот, который работает на солнечных батареях, отмечает Алексей Волостнов.

На изготовление хаусбота в среднем уходит год-два, все зависит от его размеров и сложности конструкции. Хаусбот строится под надзором Государственной инспекции маломерных судов. Эта же инстанция выдает свидетельство, разрешающее хаусботу плавать.

Сам процесс создания нелегкий, так как конструкцию лодки необходимо увязать с качеством особенностями создания жилого дома и всех технологий. Над этим трудятся проектировщики. Чтобы избежать качки, днище делается более устойчивым, чем у обычной лодки. Если будет хоть какой-то просчет в конструкции днища, то хаусбот может развалиться на волне, говорит эксперт.

Помимо хаусбота, есть еще дом на понтонах или сваях, это один из самых доступных вариантов. Сами понтоны могут выдерживать достаточно внушительный вес постройки, и не подвержены коррозии. Такой дом может прослужить несколько сотен лет. К плавучей недвижимости можно также отнести переоборудованную под жилье старую баржу. Такое жилье распространено в США.

И еще одна разновидность домов на воде, пожалуй, самая дорогая - дебаркадер. Это дом на бетонных конструкциях, размещенных на воде. Благодаря бетонному основанию такой дом может вырасти вверх на несколько этажей, и занимать большую площадь. Например, один из разработчиков такого жилья предлагает дебаркадер в 500 квадратов в два этажа с сауной и бассейном. Кроме этого, дебаркадер дает свободу архитекторам, его конструкция может быть выполнена в любой форме.  Однако, ремонт такого дома трудоемкий, и скорее всего, без помощи водолазов не обойтись.  

Романтика и дорогое содержание

Сейчас рынок предложения плавучего жилья в России небольшой, как и спрос на него, говорят эксперты. Такой формат вряд ли выйдет на массовые продажи, и останется интересным узкому кругу покупателей, говорит генеральный директор компании "МИЭЛЬ-Новостройки" Наталья Шаталина.

"Тем не менее, при решении вопросов с законодательной базой и коммуникациями, на плавучие дома найдутся свои покупатели, которых не испугает сырость и возможность застрять во льду", - отмечает она.

Для  самих покупателей интерес к домам на воде кроется в самой уникальности такого формата: это возможность иметь каждое утро разные виды, отсутствие соседей (для тех, кто мечтает об уединении), свобода передвижения и романтика. Поэтому плюсы такого жилья в России относятся больше к нематериальной сфере, в то время, как в Европе, это реальная возможность сэкономить.

Содержать плавучий дом в России дороже, чем квартиру или обычный дом, больше придется платить за электричество и тепло. Кроме этого, необходимо проходить техосмотры, оплачивать аренду земли, к которому хаусбот будет пришвартован. Да, и сама стоимость такой необычной недвижимости сопоставима, а то и выше обычных квартир.

Стоимость хаусботов начинается от 10 миллионов рублей и достигает сотни миллионов рублей. Многое будет зависеть от пожелания заказчика, от размеров хаусбота, отделки и т д.

Выстроить отношения с поставщиками коммунальных услуг тоже будет непросто, потому что для них вы - необычный потребитель, и, скорее всего, не вписываетесь в рамки типичных договоров и расчетов. Плюс ко всему, для плавучих домов нужна специальная инфраструктура (причалы, заправочные станции), ее сейчас практически нет.

Плавучие дома интересны в первую очередь девелоперам и производителям такого формата жилья, считают эксперты. Это дает возможность расширить ассортимент и привлечь покупателя. Хотя и для производителя  такие проекты наиболее затратные, по сравнению с привычным строительством многоэтажек.

"Мы реализовали порядка 20 проектов, как для коммерческих целей (например, крупные компании заказывали хаусботы под корпоративные мероприятия), так и для частных лиц.  Наше покрытие – практически вся Россия, за исключением, Дальнего Востока и морей, потому что хаусбот  -  не морская тематика. Последний хаусбот ушел в акваторию Саяно-Шушенского водохранилища", - говорит гендиректор компании "Лодка Хаус".  

Сейчас интерес к этому формату падает из-за экономической ситуации в стране и валютных колебаний. Основная часть материалов привозится из-за рубежа, поэтому себестоимость строительства растет, цена тоже, а интерес падает,  говорит гендиректор компании "Лодка Хаус".  

Что с законом?

Главная проблема плавучего жилья в России упирается в отсутствие законодательной базы. Есть сложности с получением разрешений, оформлением такого жилья, проблемы с подключением к коммуникациям, отмечает Наталья Шаталина.

Легализовать плавучее жилье в России непросто: с одной стороны, это транспортное средство, с другой стороны, недвижимость.  В законодательстве самого определения "плавучая недвижимость, жилье" нет. Кроме этого, дело усложняют нормы Водного кодекса, которые устанавливают понятие 20-метровой прибрежной зоны и водоохранной зоны шириной от 50 м.

Как такого определения "плавучее жилье" в российском законодательстве действительно нет, подтверждает кандидат юридических наук, бывший судья, член Ассоциации юристов России Виктор Майборода.  Под "плавучестью жилья" может пониматься его размещение в водной акватории. Это может быть как самоходное, так и не самоходное судно, которое пригодное для постоянного проживания и отвечает санитарным и техническим правилам и нормам.

Плавучий дом нельзя оформить как собственность, так как в законодательстве отсутствует само определение такого жилья. Возможна регистрация права собственности на судно. Например, если речь идет о маломерном судне, то это реестр маломерных судов, отмечает юрист.

В целом владение хаусботом схоже с владением автомобиля, нужно проходить техосмотр, иметь номера и судовой билет. Чтобы получить легальное место стоянки у берега, владелец такого жилья должен заключить договор с органами местной власти и получить участок в аренду.

Зарегистрироваться в плавучем жилье тоже нельзя. Что касается налогов, то владельцу плавучего дома нужно будет платить транспортный налог.

Пока же идея "плавучего дома"  нуждается  в законодательной базе, которая могла бы сформировать четкие технические требования к таким объектам, а также установить права и обязанности владельцев такого жилья, говорит юрист.

Брали ли вы когда-либо ипотеку?