Понтус Эрнтелл, ИКЕА: о расширении сети, бюрократии в России и тапочках

Ксения Скрыпник 6411

На российском рынке компания ИКЕА появилась в 2000 году. Первый магазин открылся в подмосковных Химках, а со временем ИКЕА появилась и в других российских городах. 

Шведская компания ИКЕА была основана Ингваром Кампрадом в 1943 году. Над названием, которое сейчас известно во всем мире, долго думать не пришлось — это акроним, который составлен из первых букв имени и фамилии основателя сети, а также фермы и прихода, где он родился — Ingvar Kamprad Elmtaryd Agunnaryd.

На российском рынке компания ИКЕА появилась в 2000 году. Первый магазин открылся в подмосковных Химках, а со временем ИКЕА появилась и в других российских городах. Сейчас в нашей стране работает 14 магазинов, дизайн-студия, а для тех, кто не может посетить магазины ИКЕА, не так давно открылся интернет-магазин.

Миссия компании — изменять к лучшему жизнь многих людей. И, надо сказать, ИКЕА действительно с этой задачей справляется. О том, как компании это удается, редакция Вести.Недвижимость побеседовала с Понтусом Эрнтеллом, генеральным директором ИКЕА в России.

- ИКЕА в России уже 18 лет. Несомненно, проделана большая работа, но сеть продолжает развиваться. Будут ли открываться новые магазины в восточной части страны или, наоборот, может быть появится ИКЕА в Калининграде?

- Сейчас говорить об экспансии на восток (или на запад) довольно сложно. У нас сейчас переходный период. Мы стремимся стать по-настоящему многоканальным ритейлером, позволяя покупателю взаимодействовать с нами где и когда ему удобно, а также самыми удобными для него способами. Традиционно мы работали с магазинами большой площади — 25-35 тысяч кв.м, но с развитием технологий появляются новые возможности и, соответственно, новые форматы.

Недавно открылся новый для нас формат — дизайн-студия, площадь которой всего 320 кв. м. Сейчас мы смотрим как этот формат работает сам по себе, как он работает вместе с уже существующими, традиционными, магазинами. В ближайшем будущем будем фокусироваться на тех городах, где ИКЕА уже присутствует, чтобы попробовать и там запустить новые форматы. В течение следующих пары месяцев мы планируем запустить еще шесть новых форматов в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и новом для нас городе – Тюмени.

Кроме того, между крупными магазинами площадью в десятки тысяч квадратных метров и дизайн-студиями, площадь которых несколько сот квадратных метров, есть еще много возможных вариантов.

- Если говорить о новых форматах, то онлайн-продажи, тоже новый канал реализации продукции ИКЕА для России, насколько эффективны в нашей стране?

- Этот канал является неотъемлемой частью многоканального ритейла и его востребованность подтверждается впечатляющей динамикой роста. Всего за год работы интернет-магазина его доля в суммарных продажах компании достигла 8%.

Конечно, функции каналов различаются. Покупатель, который пришел в большой магазин ИКЕА, и покупатель, который зашел на сайт, испытывают совершенно разные эмоции.

Тот человек, который зашел в магазин за свечками, видит не только свечки, но и подсвечник, и скатерть, на которой тот стоит, и множество других деталей. С задачей вдохновить людей мы действительно справляемся неплохо и помогаем покупателям решить их многие возникшие проблемы. Человек, который зашел на сайт, чувствует иначе и действует иначе. Одна из наших основных задач сейчас – сделать сайт таким же источником вдохновения в сфере обустройства дома, как и наши магазины.

- В чем особенности ведения бизнеса в России?

- Россия — огромная страна с большими расстояниями между населенными пунктами, магазинами. Впрочем, тут мы в равных условиях со всеми игроками на рынке. И мы, и наши конкуренты работаем в одних и тех же условиях.

Расстояния, конечно, делают Россию отличной от большинства стран. Ранее я работал в Италии, когда за один день мог при необходимости посетить несколько магазинов. В России же такое возможно, пожалуй, лишь в Москве и Санкт-Петербурге. Мы же рассматриваем Россию как страну с огромными возможностями — здесь богатейшие природные ресурсы, которые могут быть использованы для производства.

- А как справляетесь с бюрократией, коррупцией и другими «особенностями» ведения дел в стране?

- Бюрократия, я думаю, есть в любой стране. Она присутствует везде, но выражается по-разному. Что касается коррупции, то да, такой стереотип, касающийся России, действительно есть, однако в ИКЕА есть четкая политика, свод правил, в котором прописано полное неприятие коррупции.

- Могут ли отечественные дизайнеры участвовать в создании коллекций ИКЕА?

- Ассортимент ИКЕА разрабатывается на глобальном уровне: в этом процессе участвуют как дизайнеры, работающие в компании, так и привлеченные специалисты, среди которых и всемирно известные имена. В ассортименте ИКЕА есть примеры коллекций, при создании которых дизайнеры вдохновлялись российским культурным наследием.

Кроме того, в каждой стране продаются товары, ассортимент которых разрабатывался специально для этой конкретной страны. Так было и с Россией. У этих товаров есть шанс выйти на международный рынок. Так произошло с тапочками, которые были сперва созданы специально для России, но в дальнейшем вошли в глобальный ассортимент и теперь продаются в магазинах по всему миру.

- А какие товары в России продаются лучше, чем в других странах?

- Различия в покупательских предпочтениях зависят во многом от традиционного уклада, национальных особенностей. Например, в России лучше, чем где-либо, продаются диваны-кровати — спальное место, которое можно сложить и использовать днем. Еще один такой товар — занавески, которые в нашей стране продаются куда активнее, чем, например, в Швеции, где они гораздо менее популярны.

Хорошо ли у вас топят дома?

Пройти опрос: Хорошо ли у вас топят дома?