Зашел за свечками, а купил стеллаж: как работают магазины ИКЕА

Ксения Скрыпник 19483
Фото: StockPhotosLV/Shutterstock.com

Миссия компании  – изменить к лучшему жизнь многих людей – строится на двух столпах. Это бизнес-идея, которая заключается в предложении большого количества качественных товаров для обустройства дома по низким ценам. А также кадровая идея – дать простым людям развиваться и строить свою карьеру.

О том, кто и как придумывает интерьеры в магазинах, каким образом шведская компания помогает людям и природе, редакции Вести.Недвижимость рассказал Игорь Кисиль, руководитель отдела корпоративных коммуникаций ИКЕА.

Знание истории появления магазинов ИКЕА помогает понять, что стоит за появлением этой сети. Ингвар Кампрад, основатель компании,  родился в 1926 году – это было непростое время для всей Швеции, а для региона Смоланд, где он жил – особенно. В конце 19 века из-за сложных условий страну покинуло около 50% жителей, а в некоторых коммунах Смоланда осталась всего пятая часть населения.

В этом регионе не лучшие условия для сельского хозяйства – чтобы сделать землю пригодной для выращивания чего-либо, приходилось выкорчевывать деревья и извлекать из земли камни, из которых по границе участка складывали невысокие стены. Каменная стена – это и сейчас один из символов ИКЕА, который отражает единство, совместную работу, бережное отражение к ресурсам и, возможно, изобретательность.

Миссия компании  – изменить к лучшему жизнь многих людей – строится на двух столпах. Это бизнес-идея, которая заключается в предложении большого количества качественных товаров для обустройства дома по низким ценам. А также кадровая идея – дать простым людям развиваться и строить свою карьеру.

Как создаются товары ИКЕА?

В основе всех товаров ИКЕА, лежит «демократичный дизайн». Он основан на пяти элементах – это красота, функциональность, качество, низкая цена и экологичность. 

Чаще всего товар появляется как реакция на запрос рынка. В компании существует практика, известная как домашние визиты. Сотрудники ИКЕА идут в гости к людям – обычно такая группа состоит из специалиста по продажам, дизайнера интерьеров и специалиста по маркетингу. В год сотрудники компании совершают до трехсот таких визитов в России. Они проводят в гостях довольно много времени, интересуясь тем, как живут люди. Сколько человек живет в квартире, чем занимаются эти люди, каков их возраст, какие у них есть потребности и желания. Часто люди вынуждены мириться с каким-то дискомфортом, но в действительности часть проблем можно решить. Нередко прямо во время таких встреч сотрудники дают какие-то советы по организации пространства и зонированию.

После окончания визита работа не заканчивается, а только начинается – результаты таких встреч могут показываться в тех интерьерах, которые есть в магазинах, либо выливаются в появление новых товаров, которых ранее не было в ассортименте.  Этому, конечно, предшествует сбор запросов от людей, понимание того, сколько люди готовы потратить на новый товар. После этого к делу подключают разработчиков-дизайнеров, производителей. В том случае, если выполнить запрос, создав товар, подходящий по цене, а также соответствующий требованиям по экологичности, реально, то товар действительно может появиться в ассортименте.

Что вдохновляет дизайнера?

Дизайнеры тесно сотрудничают с производителями. В том случае, если производитель мебели, не может по каким-то причинам реализовать задумку, могут обращаться к другим специалистам – например, одна из идей была найдена на автопроизводстве.

Известные легкие столики ЛАКК появились после того, как дизайнер побывал на производстве дверей и увидел, что для столешницы можно использовать сотовый картонный наполнитель, расположив его между двумя тонкими слоями древесины.

Как привлечь покупателя?

Интерьеры, которые мы видим в магазинах ИКЕА, свои в каждой стране. Они создаются дизайнерами с учетом национальной специфики и специфики региона, в котором находится магазин.

Так, например, в результате домашних визитов, стало ясно, что в Казани предпочитают большие застолья, приглашая в гости не менее 15 гостей.  В интерьерах, которые придумали в казанских магазинах, пришлось отразить, как можно разместить такое количество гостей, используя, например, раздвижные обеденные столы. Самый длинный раздвижной стол в ассортименте ИКЕА был разработан именно под запросы жителей Татарстана.

Интерьеры в магазинах разрабатываются под конкретные планировки, распространенные в том или ином городе. Человек должен прийти и узнать в «икеевской» квартире свою собственную.

Да – людям и планете!

Компания ИКЕА старается рационально использовать ресурсы. Особое отношение к отходам, поскольку компания рассматривает их как сырье для дальнейшего использования – из переработанного сырья делают стулья, кухни и многое другое. Также компания была первой компанией на отечественном рынке, которая перешла на светодиодные лампы. Тогда они еще были довольно дорогими, а люди знали о них немного. Пришлось вести и просветительскую работу – объяснять, что это и экономия, и забота об окружающей среде. Магазины ИКЕА – то место, куда можно принести и сдать использованные батарейки. Бывают случаи, когда люди приносят не мешочек батареек, а привозят тонну.

Один из проектов, который сейчас развивается в России – социальное предпринимательство. В других странах он уже активно работает, но в России только запускается. Такая форма предпринимательства дает возможность самостоятельно заработать людям с инвалидностью, пожилым людям — тем, кому заработать сложновато. Сейчас в нашей стране ведется поиск путей заработка для таких людей: они могут производить какой-то товар либо оказывать какие-то услуги.

В ИКЕА продается множество товаров, сделанных, например, женщинами из Индии — текстильные, плетеная посуда, многое другое. ИКЕА в Иордании организовала ковровое производство, где могут работать беженцы — они работают и получают вознаграждение за свои труды.

Ответственность во всем

Ответственное потребление ресурсов — еще одна задача компании. Древесина, которую используют для производства товаров в России, более чем на 98% — древесина из ответственных источников. Это значит, что древесина используется вторично, либо при ее получении учитываются все требования Лесного попечительского совета, включающего целый спектр требований. Учитывается, какие деревья можно и нельзя вырубать, как восстанавливать лесные ресурсы. Кроме того принимается во внимание отношение лесозаготовительных компаний к собственным сотрудникам — «белая» зарплата, страхование жизни, униформа, питание.

Сходный подход используется и при выращивании и сборе хлопка, ловле рыбы, выращивании кофе и многом-многом другом.

Брали ли вы когда-либо ипотеку?