Алексей Попов: в России был "рынок продавца", а стал "рынок покупателя"

Георгий Трушин 257
Клиенты стали более требовательными и информированными, процесс выбора квартиры стал более длительным. Снизилось число сделок, заключаемых на старте продаж на ранних стадиях строительства.

Кризис на российском рынке недвижимости дает о себе знать, а о дальнейшем развитии ситуации высказываются самые разные прогнозы. О последних тенденциях отечественного рынка "Вести.Недвижимость" рассказал руководитель аналитического центра ЦИАН Алексей Попов.

— Как бы вы охарактеризовали в целом ситуацию на российском рынке недвижимости? Насколько ощутим кризис?

— Кризис, начавшийся в 2014 году, жилая недвижимость переживает лучше, чем большинство других потребительских рынков. На первичном рынке в Москве по итогам 2015 года сокращение числа сделок (регистраций договоров долевого участия) составило лишь 17,5% (на фоне 36%-го сжатия автомобильного рынка в тот же период), а по итогам 1-го полугодия 2016 года отмечается уверенный рост к аналогичному периоду 2015. Удалось избежать волны банкротств застройщиков, массовой заморозки строительства жилых комплексов. Сохранение потребительской уверенности на рынке — важнейшее следствие последних 2 лет. Даже в кризис покупатели продолжили доверять созданным механизмам функционирования первичного рынка жилья.

— Как вы считаете, кризис продаж уже вступил в свою зрелую фазу или все впереди?

— Рынок жилья в любом случае сильно зависит от макроэкономической конъюнктуры. Реальные доходы населения в ближайшие два года будут продолжать сокращаться, ставки по ипотечным кредитам, остаются на высоком уровне, вызывает тревогу и рост просрочек по кредитам у застройщиков на фоне увеличения себестоимости строительства. Все эти факторы не позволяют говорить о том, что кризис в отрасли уже преодолен.

— Какова ценовая политика девелоперов, по вашим наблюдениям?

— Летом 2016 года рынок жилья пытались "разогнать" словесными интервенциями. О грядущем росте цен говорят и руководители строительной отрасли и застройщики. Ключевым драйвером роста цен называют сжатие объема предложения на рынке, связанное со снижением активности застройщиков по выводу новых проектов в 2014-2016 годов. Правда, пока объем предложения продолжает оставаться на рекордно высоких уровнях и, более того, продолжает расти. В августе 2016 года на первичном рынке в Москве и Московской области (до 35 километров от МКАД) экспонируется 115 тысяч лотов, что на 14,2 процента выше, чем в августе 2015 и на 20,3 процента выше, чем в аналогичный период 2014 года.

Заявленная стоимость квадратного метра в последние месяцы начала медленно увеличиваться. Относительно минимумов, отмеченных в мае 2016 года, квадратный метр в новостройках Москвы (без элитного сегмента) вырос на 3,9 процента (до 182400 рублей), также отмечено снижение размера скидок (которые зимой 2015/2016 доходили до 10-12 процентов). Этот рост пока носит неустойчивый характер, а в Новой Москве и Московской области и вовсе отсутствует. На присоединенных в 2012 году территориях квадратный метр в 2016 году находится в диапазоне 97-99 тысяч рублей, в Подмосковье не выходит из коридора 78-80 тысяч.

— В условиях "естественного отбора", когда выживает сильнейший, есть ли риск монополизации рынка крупными застройщиками?

— Долгосрочная тенденция консолидации рынка за счет ухода с него небольших застройщиков продолжается. Правда, вряд ли можно оперировать термином "монополизация", так как в Московском регионе на крупнейшего из застройщиков — компанию "Мортон" — приходится лишь 11,5 процента от объема активного предложения, а 65 компаний по состоянию на август 2016 имеют в активном предложении более 500 квартир в ново

Связанные персоны
0
Связанные компании
0
Акция!
Дизайн