Любовь Варламова: ландшафтный дизайн в городе актуален для всех сегментов

Георгий Трушин 1
Рано или поздно все больше и больше горожан начнут требовать здорового, комфортного, существования.

В последние годы на российском рынке недвижимости повышенной популярностью пользуются проекты с экологической составляющей. Особенно такой проект ценится, если расположен в черте города. Более того, растет популярность ландшафтного дизайна в городских условиях. Что это — недолгая дань моде или долгосрочная тенденция? На вопросы "Вести.Недвижимость" ответила урбанист, руководитель архитектурного бюро ICube Любовь Варламова.

—  Как бы вы охарактеризовали в целом ситуацию на российском рынке ландшафтного дизайна? Он востребован? Кем в первую очередь — частными застройщиками или крупными девелоперами? Для каких проектов?

— В данный момент происходит трансформация рынка недвижимости. Согласно публикуемой аналитике, за последний квартал уровень продаж столичных новостроек упал в среднем на  восемь процентов. При докризисных объемах строительства, а это гигантские показатели, рынок недвижимости все отчетливее становится рынком покупателя, а не продавца. Параллельно с этим происходит масштабный процесс осознания важности качественной городской среды. Это происходит по многим причинам, главным из которых выступает общественный запрос на повышение качества жизни. Люди просто хотят жить в достойных условиях на свои деньги.

То есть российский рынок недвижимости за счет двух параллельных кризисов, финансового и ментального, запускает процесс своего развития. Это не может не сказаться на отношении к благоустройству как составляющей качественной городской среды. Девелоперам  приходится менять парадигму и задумываться о том, что окружает их застройку. Потому что это действительно выделяет их на фоне конкурентов и ускоряет продажи.

Если говорить о сегментах, то в первую очередь, конечно же, реагирует сегмент более высокого класса. Безусловно, это связано с запросами покупателя. Люди, имеющие экономический выбор при покупке недвижимости, имели возможность сформировать свои предпочтения на примерах более цивилизованного предложения. При этом это тот покупатель, который хочет и живет здесь и сейчас. Но, более недорогой сегмент также активно реагирует. К нам стали все чаще обращаться девелоперы не только премиум сегмента. Все ищут возможность усилить свой проект и ускорить продажи, а благоустройство, на котором мы специализируемся, очень в этом помогает.

— Можете ли вы рассказать о динамике изменений в спросе на ландшафтное проектирование в нашей стране,  обозначить основные вехи в развитии ландшафтного дизайна у нас?

— Про вехи развития городского дизайна в нашей стране можно говорить долго и нудно. Это очень интересная тема, но если коротко, то эта динамика сильно зависит от уровня развития рынка недвижимости. Мы прошли развитие от полного безразличия к пространству вне своего "мирка" квартиры, пережили стадию желания улучшить условия жизни вокруг дома и вплотную, материально осознанно, подошли к ситуации явного поиска качественных условий жизни вне пределов квартиры и территории вокруг дома. Все это иллюстрирует развитие городской среды в головах подавляющего числа горожан. Так, сегодня, это объективно конкурентный показатель среди предложений. Если девелопер хочет держать продажи хотя бы на уровне рынка, ему приходится выделяться не только в профессиональной среде, но и отвечать запросам покупателя - расширять границы предложения и выходить за пределы квартирографии, фасадов и интерьеров МОПов. Приходится задумываться о разнообразии и качестве жизни покупателей вне стен дома.

— Влияет ли наличие ландшафтного дизайна в проекте на конечную стоимость для потребителя? Предлагают ли застройщики ландшафтный дизайн как бонус проекта?

— Любые преимущества проекта влияет на конечную стоимость. Никаких бонусов девелопер покупателю не даст, если этого не потребует рынок. Но сегодня рынок таков, что для того чтобы держать продажи на допустимом уровне, приходится тратиться на благоустройство.

— Для каких сегментов актуален ландшафтный дизайн?

— На сегодняшний день качество городской среды актуально для всех сегментов. Достигнута "точка кипения". Городские территории пришли к такому кризису, что ничегонеделание приведет к смерти. Это как легкомысленное отношение к своему здоровью в молодости и осознание ограниченности ресурса тела. Мы можем сколько угодно насиловать краткосрочными эффектами город и людей, но рано или поздно все больше и больше горожан начнут требовать здорового, комфортного, существования. Обманывать долго не удастся. Можно сколько угодно упаковывать в блестящий фантик несъедобную конфетку, но рано или поздно все осознают, из чего она сделана. Это вопрос времени и репутации девелопера, и это прослеживается во всех сегментах. Если говорить про элитный рынок, то здесь важность хорошего, продуманного благоустройства уже даже не обсуждается. В эконом-классе происходят поиски других форматов, в том числе в подходе к формированию среды через благоустройство. Процесс актуализации качества городской среды становится важен для всех сегментов. Далее дело стоит за пониманием этого самого "качества" заинтересованной стороны. Как девелопера, так и покупателя.

— Можно ли выделять модные тренды в ландшафтном дизайне? Или для нас это настолько новый продукт, что тренды не определены?

— Трендов много. Но, это настолько новый продукт, что тренды формируются, основываясь на успешном опыте, а это, как правило, Западная Европа и прочие цивилизованные страны. Но, опыт не может возникнуть сиюминутно. Тренды тоже. Это всегда эволюционный процесс сознания людей, а, следовательно, рынка. У нас же это попытка перепрыгнуть естественный процесс развития. В сфере благоустройства мы как подростки, которые уже высокого роста и гигантского размера ноги, но незрелого мышления. Мы говорим об устоявшихся трендах при развитом сознании, но находимся на слишком эмоциональном, почти детском, уровне. Поэтому можно сколько угодно говорить о модных трендах, но полноценно эти тренды мы пока не сможем реализовать.

— Что первостепенно в ландшафтном дизайне — экономика или творческая концепция?

— В успешном девелоперском проекте нет разделения экономики и творческой концепции — одно порождает другое. Качество творческой концепции сильно зависит от экономики проекта, в свою очередь, творческая концепция может существенно улучшить экономическую составляющую проекта. При этом, это не всегда очевидные эффекты. Можно и без всякой творческой идеи "закопать" в землю миллион рублей, но, результат, предсказуемо будет плачевный. В ландшафтном дизайне, также как и в девелопменте нужна продуманная концепция, глубокая аналитика, нужен осмысленный и рациональный подход. Скажем, сад в проекте может быть не только фиктивной галочкой в пункте "благоустройство", но и трансформируемым пространством, куда позже может вписаться какая-то коммерческая инфраструктура, без ущерба для готового ландшафта, без потери качества и эстетики.

Надо привлекать внимание застройщиков не только к квадратным метрам жилья, но и заставить девелоперов задуматься над тем, как в этих метрах будут дальше жить люди. Чтобы хорошее благоустройство и общественные пространства в районе стали конкурентным преимуществом. Чтобы людей привлекали не только ценой квартиры. Здесь акцент был сделан на развитие городских пешеходных пространств. То есть, в своей работе мы стремимся демонстрировать некий новый уровень. Хотя, проблема, как таковая, безусловно существует. Хорошая городская среда — это привилегия так называемого элитного жилья. Получается, что для покупателей недорогих квартир, можно ничего не делать кроме бетонного мешка и парковки на газоне. Это неправильно и недальновидно.

Читайте также:
25 мая 2017 г.
Юлиан Гутман: на рынке сохраняются большие скидки
18 мая 2017 г.
Алексей Новиков: на ипотечном рынке все спокойно
27 апреля 2017 г.
Татьяна Подкидышева: рынок сейчас устойчив
Акция!
Дизайн