Апартаменты достигли дна: доля сделок с ними сократилась до 11,3%

Наталья Густова 4738

Из-за роста числа предложений квартир в новостройках доля сделок с апартаментами за два года сократилась вдвое.

Доля сделок с апартаментами за 3,5 года снизилась до исторического минимума - 11,3%, к таким выводам пришли специалисты "Миэль-Новостройки".

Для сравнения в первом квартале 2015 года доля сделок с апартаментами двукратно превышала текущий показатель, и была равна 23,4%. Со второй половины 2015 года спрос на апартаменты стал снижаться. Уже в третьем квартале 2015 года на апартаменты приходилось 16,6% от общего числа сделок, затем показатель снизился до 11,3%.

Снижение доли легко объяснимо тем, что рынок столицы стал активно застраиваться проектами с квартирами. Ранее столица испытывала острую нехватку площадок под строительство, поэтому на многих участках, которые имели нежилое предназначение, активно строили апартаменты, рассказывает генеральный директор компании "Миэль-Новостройки" Наталья Шаталина.

"После начала реновации промышленных зон, появилось большое количество привлекательных территорий, где, конечно, застройщики предпочитают строить жилые комплексы с квартирами", - объяснила она.

Эксперты обращают внимание на то, что если в общей структуре сделок спрос и предложение апартаментов снизились, то в абсолютных наоборот – показали рост. Поэтому уменьшение доли спроса не означает снижение интереса к апартаментам среди покупателей - в абсолютных значения спрос на них за 3,5 года вырос в 2,4 раза.

"С января по сентябрь 2017 года на первичном рынке Москвы продано на четверть больше апартаментов, чем за аналогичный период 2016 года. Доля проданных апартаментов в общем количестве сделок остается на одном и том же уровне на протяжении 2016 и 2017 годов – порядка 15%", - подтверждает управляющий партнер "Метриум Групп", участник партнерской сети CBRE Мария Литинецкая.

По ее словам, средняя стоимость проданного апартамента за первые девять месяцев составила 11,6 млн. рублей. Для сравнения – за тот же период 2016 года средний чек был равен 9,6 млн рублей, это связано с тем, что на рынок вышло много высокобюджетных новостроек.

Сегодня покупателями апартаментов высокого класса являются состоятельные москвичи, которые рассматривают их в качестве второго жилья ближе к центру. Значительную долю целевой аудитории составляют и так называемые бизнес-туристы – люди, которые часто приезжают в столицу по рабочим вопросам. Еще один тип покупателей – корпоративные клиенты.

В массовом сегменте - в основном частные инвесторы, молодежь и приезжие из регионов. Нередко такое жилье покупают для студентов, которые прописаны в квартирах своих родителей.

"Инвесторов же привлекает возможность получить дополнительный доход: цены на апартаменты ниже, а при сдаче их в аренду прибыль будет такой же, как и от обычной квартиры. Доходность при перепродаже апартаментов вполне сопоставима с квартирами. Со старта площадки в среднем стоимость апартаментов увеличивается на 20-30% ко вводу в эксплуатацию", - отмечает Мария Литинецкая.

Эксперты уверены, что интерес к апартаментам сохранится. Главное, что делает привлекательным апартаменты – их цена, которая ниже стоимости квартир. Минимальная стоимость  квартиры в московском регионе  – 3 млн. рублей, цены на апартаменты начинаются с 2 млн. рублей. По данным "Метриум Групп", сегодня средняя цена "квадрата" апартаментов в массовом сегменте равна 146 тыс. рублей.

Еще одним фактором сохранения спроса на апартаменты служат ипотечные ставки, которые сейчас сопоставимы со ставками на обычные квартиры, еще несколько лет назад ситуация была не в пользу апартаментов.

Что касается предложения апартаментов, то его доля также снизилась, говорят аналитики. За год показатель сократился почти на 5% с 19,6% до 14,9%. В абсолютных значениях предложение выросло по сравнению с 2014 годом на 16,8%, но уменьшилось на 8% по сравнению с прошлым годом, что, по мнению экспертов, является незначительным.

При этом, в случае одобрения поправок, разработанных Минстроем РФ, которые приравнивают апартаменты к жилью и позволят прописываться в них, предложение может раствориться в общем объеме рынка и апартаменты перестанут существовать как отдельный сегмент, полагает Мария Литинецкая  из "Метриум Групп".

"В случае изменения статуса апартаментов, застройщики попытаются повысить их стоимость, сделав ее сопоставимой с ценником на квартиры", - допускает она.

Если апартаменты получат возможность прописки, а также дополнительные требованию к формату, возможно, строительство необходимой инфраструктуры, то их стоимость может возрасти, примерно на 5-10%, считает Наталья Шаталина. При этом в отсутствии каких-либо значимых изменений для формата стоит ожидать только ценовой коррекции в связи с изменением структуры предложения.

Связанные компании:
Акция!
Дизайн