Треть УК может остаться без работы при переходе на прямые договоры в ЖКХ

Наталья Густова 9188

Собственники многоквартирных зданий могут наконец-то получить право платить поставщикам ресурсов напрямую. Эксперты рассчитывают, что такой шаг очистит рынок от нечистоплотных УК, и поможет решить проблему роста долгов по ЖКХ

Минстрой разработал поправки в Жилищный кодекс РФ, которые предполагают прямое заключение между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями. Платежи потребителей будут сразу зачисляться на счета поставщиков коммунальных ресурсов, минуя счета управляющих организаций.

Недавно в поддержку такой идеи выступил вице-премьер Дмитрий Козак. По его словам, закон о прямых договорах в ЖКХ могут принять уже весной: "Видимо, в осеннюю сессию мы вряд ли успеем, до Нового года. Но в начале весенней сессии такие решения будут приняты".

Если поправки будут приняты, и граждане получат возможность напрямую платить поставщикам ресурсов, часть управляющих компаний может уйти с рынка. "По нашим оценкам, порядка 30% управляющих компаний могут уйти с рынка, и мы это оцениваем, скорее, положительно", - заявил глава Минстроя РФ Михаил Мень.

По его словам, речь идет о тех управляющих компаниях, которые "зарабатывали не на управлении жильем, а на управлении деньгами, собранными с населения, с потребителей и которые должны были, как в футболе, в одно касание идти напрямую ресурсоснабжающим организациям". Михаил Мень отметил, что сегодня общая задолженность управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями составляет порядка 250 млрд. рублей.

При этом по данным Росстата, общая сумма задолженности за услуги ЖКХ превысила отметку в триллион рублей. Основными причинами просрочек стали финансовые затруднения и несогласие с повышением тарифов.

Основная причина перехода к прямым платежам – это долги за услуги жилищно-коммунального хозяйства и недобросовестность управляющих компаний. По статистике, 95% россиян оплачивают коммунальные платежи в срок, тем не менее,  долги перед энергосберегающими компаниями нарастают каждый год.

Разговор о переходе на прямые платежи шел давно, было много альтераций этих законопроектов. Безусловно, инициатива была связана с тем, что собственники, оплачивая коммунальные услуги через управляющие компании, подвергались некому риску, считает заместитель исполнительного директора НП "ЖКХ Контроль" Андрей Костенов.

Речь идет о ситуации, когда собственник вовремя оплачивает коммунальные платежи, а управляющая компания их задерживает, либо признает себя банкротом. В результате складывается ситуации, при которой у ресурсоснабжающей компанией нет средств на закупку топлива, и не с кого эти средства взыскать. В итоге собственник остается без отопления.  

"Переход на прямые договоры в части поставки коммунальных ресурсов – это очень правильная идея. Снижая количество посредников между конечным потребителем и поставщиком, мы страхуемся от действий недобросовестных управляющих организаций. Это приведет к увеличению прозрачности и безопасности платежей граждан", -  сказал Андрей Костенов.

Что касается, сокращения управляющих компаний на рынке ЖКХ, то, скорее всего, его покинут недобросовестные игроки. Если управляющая организация перечисляла вовремя денежные средства и не имела долгов, то какая ей разница, будут она заниматься перечислением средств за коммунальные услуги или нет, констатирует эксперт.

Впрочем, некоторые эксперты опасаются, что законопроект может иметь и негативный эффект из-за того, что долги собственников могут лечь на плечи управляющих компаний. Речь идет о ситуации, когда у собственника или нанимателя есть долг, но он не подает показания своих индивидуальных приборов учета.  При этом, потребленные ресурсы будут учитываться в показаниях коллективного прибора учета, за которые платит управляющая организация, рассказал ведущий юрисконсульт фонда "Институт экономики города" Дмитрий Гордеев.

"Все объемы ресурсов, потребленные в квартире должников, но не сообщенные исполнителю (при прямых договорах это ресурсоснабжающие организации),  попадают в общие домовые нужны (ОДН). И может получиться так, что эти объемы будут вешаться на управляющие организации, и у них не будет средств для оплаты таких объемов", - сказал Дмитрий Гордеев.

Кроме этого, по его словам, за управляющей организацией, которая фактически не будет иметь прямых договоров, сохранятся функции по сбору показаний индивидуальных приборов учета, расчету размера платы за коммунальные услуги, печати единого платежного документа и получении жалоб от потребителей, которым они не продают воду, энергию и газ.

"Концепция законопроекта сводится к тому, чтобы  оставить все, как есть – ответственность управляющих организаций, практически как исполнителей коммунальных услуг - только забрать у управляющих организаций платежи", - считает он.

Связанные персоны:
Связанные персоны
1
Связанные компании
0
Акция!
Дизайн