ЖКХ в частные руки: бизнес учится зарабатывать на коммунальном секторе

7335
Global Look Press © Alexander Legky

Число концессионных сделок в сфере ЖКХ достигло 1,8 тыс. Государство стремится активнее привлекать частный бизнес в этот сектор для модернизации коммунальной инфраструктуры, износ которой в регионах иногда достигает 90%.

Частные инвесторы идут в сферу ЖКХ. Как заявил заместитель главы Минстроя Андрей Чибис на прошедшем инвестиционном форуме в Сочи, объем концессионных соглашений в коммунальной отрасли превысил 257 млрд рублей. Число заключенных сделок – 1,8 тыс.

"Механизм концессий ЖКХ заработал, хотя это молодой механизм. У нас 1,8 тысячи концессий, объём инвестиций — 257 млрд рублей. Из них только 5% — платных конфидентов бюджета. Аварийность сокращается больше чем на 20%, на 40% сокращение потерь, особенно по теплу", - заявил он. 

Несмотря на внушительные цифры, по сравнению с масштабом отрасли объем привлеченных инвестиций достаточно невелик. По данным "Анализа рынка жилищно-коммунальных услуг в России", подготовленного BusinesStat в 2017 г, оборот рынка коммунальных услуг в стране составлял 2,4 трлн рублей. 

Впрочем, активный рост рынка концессии в сфере ЖКХ начался именно в последние годы. Если в 2016 году объем инвестиционных обязательств концессионеров составлял 67,6 млрд рублей, то сейчас он почти в четыре раза больше.

По данным Минстроя, чаще всего концессионные соглашения заключается в сфере водоснабжения и водоотведения. Объем сделок в этом секторе составляет около 122 млрд рублей, сообщали "Ведомости" со ссылкой на представителей министерства. На втором месте – концессии в сфере теплоснабжения, где объем заключения концессий достиг 97 млрд рублей. Со значительным отставанием на третьем месте находится рынок концессий в сфере обращения с отходами. Объем сделок с проектами в этой сфере составляет лишь 20,9 млрд рублей.

Важно отметить, что концессионер не является полноценным инвестором проекта. Скорее он играет роль оператора – за свой счет он создает или реконструирует объект, а позднее возвращает вложения благодаря его эксплуатации. При этом, для определения цены используются не рыночные механизмы, а система тарифного регулирования, которая согласуется с местными властями.

По словам Андрея Чибиса, рост числа концессий в последнее время связан с привлечением в эту отрасль банков. Например, у Минстроя есть опыт успешного взаимодействия со Сбербанком. "На базе маленького города в Тульской области вместе с банком мы создали стандарт кредитования. Полгода этим занимались, но теперь это стандарт кредитования для Сбербанка, это 15-летний кредит", - пояснил заместитель министра. 

Речь идет о коробочном решении по модернизации систем теплоснабжения. В планах партнеров разработать аналогичные продукты для концессионеров в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и для проектов в сфере благоустройства.  Интерес к использованию такого продукта предъявили уже около 50 регионов.

Государство давно стремится привлекать частный капитал в концессии в сфере ЖКХ, поскольку не может само провести модернизацию этого сектора. В некоторых регионах изношенность коммунальной инфраструктуры достигает 70-90%, указывает исполнительный директор ассоциации ЖКХ "Контроль" Светлана Разворотнева.

Предприниматели в свою очередь часто настороженно относятся к таким предложениям, опасаясь непрозрачности рынка и сложностей работы в конкретных регионах. Теоретически, улучшить ситуацию могла бы разработка стандарта комплексного концессионного предложения, которое подразумевает и привлечение крупного банка в качестве партнера концессионера.

Концессия может полноценно работать лишь в крупных или средних городах, где можно достичь определенного эффекта масштаба. В небольших населенных пунктах концессионеру часто предлагают взять на себя функции оператора все коммунальной инфраструктуры, но для этого компания должна изначально обладать значительным капиталом и готовностью "играть в долгую". Если сумма сделки составляет менее миллиона рублей, то ее едва ли можно назвать рыночной, констатирует эксперт.

"Приход частного инвестор, хотя и способен повысить качество некоторых коммунальных услуг, но вовсе не означает снижения ценника для конечного потребителя. Берясь за модернизацию коммуникаций инвестор нацеливается на получение прибыли, в том числе и через максимизацию тарифов. У муниципальных властей есть такие полномочия и часто они идут на встречу, повышая тариф сверх федерального норматива", - указывает Светлана Разворотнева.