Ирина Баева, Regus: В России есть значительный потенциал роста для работы вне офиса

1992

Лучше всех обеспечена коворкингами Москва: на 10 тыс. населения здесь насчитывается 20 гибких рабочих мест. На втором месте – Санкт-Петербург с 6,2 местами на 10 тыс. горожан.

Как развивались и развиваются коворгинги в России, кто и почему выбирает гибкие офисные решения рассказывает Ирина Баева, управляющий директор компании Regus в России.

Вы открыли коворкинг еще в 1998 году. Чем он отличался от современных коворкингов? Чем ваши коворкинги отличаются от обычных?

Коворкинг от Regus в «Смоленском пассаже» версии 2000 года отличался от того помещения, которое можно увидеть сегодня, практически по всем параметрам, кроме неизменного высокого качества офисных помещений, широкого спектра предоставляемых услуг и гибкого подхода к взаимодействию с резидентами. Внешне же сегодня изменилось – интерьеры, мебель, оргтехника, посуда, канцелярские принадлежности, кофе для кофемашин.

Например, в 2000 году компания предоставляла арендаторам рабочих мест компьютеры, ноутбуки Mac, любой мог прийти и начать работать на нем, и это было экзотикой для Москвы. Многие впервые видели такие устройства, не знали, что с ними делать – нам пришлось повесить подробные пользовательские инструкции, в которых детально описали все, вплоть до того, на какую кнопку надо нажимать, чтобы включить компьютер. Сейчас мы ушли от этой практики – наши партнеры давно уже приходят к нам работать со своими гаджетами.

Использование таких пространств позволяет  полностью избавиться от необходимости оборудовать и содержать офис. Мы предоставляем в распоряжение клиентов полностью готовые для работы помещения. Они оборудованы всевозможными средствами связи, в том числе wi-fi, в них стоит современная эргономичная мебель и офисная оргтехника: принтеры, сканеры, факсы, копиры. Во всех пространствах отдельно выделены кухонные зоны и места для кофе-брейков. При необходимости можно воспользоваться переговороными, провести видеоконференцию, совещание, презентацию в специально для этого предназначенном зале. Владеющие несколькими иностранными языками сотрудники ресепшена зачастую берут на себя обязанности секретаря компании и встречают гостей, отвечают на звонки, обрабатывают корреспонденцию. 

Известно, что коворкинги в России растут со скоростью 25-35% в год. С какой скоростью растут гибкие офисы и виртуальные офисы? 

По нашим оценкам, за год рынок коворкингов Москвы вырос на 35%, а рынок гибких офисов - на 20%. Сегодня гибкие офисы есть во всех российских городах-миллионниках, и спрос на них далек от насыщения. Это подтверждается высокой заполняемостью таких пространств: в Москве заняты 76% гибких офисов, в Петербурге – 84%. Лучше всех обеспечена коворкингами Москва: на 10 тыс. населения здесь насчитывается 20 гибких рабочих мест. На втором месте – Санкт-Петербург с 6,2 местами на 10 тыс. горожан. Но до лидера в области гибких офисов, Лондона, где на 10 тыс. человек приходится 63,4 места в коворкингах, обеим российским столицам еще далеко.

Мы видим, что рост числа гибких офисов в России продолжается не первый год: в декабре 2018 года количество коворкингов в стране преодолело полутысячную отметку. Рост, по нашим прогнозам, продолжится и дальше, в пределах 25−30 %. Эти цифры сопоставимы с мировыми показателями. В основных европейских столицах, Берлине, Париже и Лондоне, а также в крупнейших деловых центрах США, Нью-Йорке и Сан-Франциско, рынок гибких офисных пространств в 2016-2017 году рос на 12-21%. Такие данные приводятся в исследовании CBRE «Гибкая революция».

Наряду с «физическими» гибкими офисами активно развиваются виртуальные офисы. Сегодня в Москве такую услугу предоставляют около 60 бизнес-центров, в Петербурге – 20. По нашим прогнозам, число виртуальных офисов растет на 20% ежегодно. В рамках услуги «Виртуальный офис» ее пользователь обычно получает почтовый адрес в бизнес-центре. Всю корреспонденцию, которая приходит по на имя компании, сотрудники бизнес-центра обрабатывают и пересылают клиенту по его фактическому адресу. Перечень услуг не ограничивается почтой: можно договориться о приеме входящих звонков, забронировать место для сервера и, в случае необходимости, снять на короткий срок необходимые рабочие места.

Наиболее активно виртуальными офисами пользуются компании, либо выходящие на новые рынки, либо работающие одновременно в ряде удаленных регионов. Виртуальный офис также поможет организовать работу людям, находящимся в постоянных разъездах или работающих в разных местах. Виртуальный офис зачастую становится первым офисом для команды фрилансеров при их объединении в команду.  В России эта услуга стоит от 2 тыс. руб. в месяц, что сопоставимо с расценками Германии и США, где виртуальный офис  обходится в не менее чем $37 в месяц.

По данным Knight Frank, в течение трех ближайших лет почти 70% глобальных корпораций перейдут на гибкие офисы. Что вы думаете насчет России?

По нашим расчетам, уже в 2020 году до половины экономически активного населения России будет работать по гибкому графику. Мы видим, что в российских компаниях растет интерес к удаленной работе, 43% работников хотели бы работать удаленно в режиме свободного графика. По данным hh.ru, число вакансий с форматом удаленной занятости летом 2018 года в Петербурге выросло на 72% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Часть опрошенных HeadHunter компаний практикуют возможность частично удаленной работы: например, один день в неделю сотрудник может работать вне офиса.

Многие иностранные компании сворачивают в России свою деятельность. Насколько крепкое ваше положение?

Мы считаем наше положение устойчивым. По оценкам Colliers International, Regus является одним из трендсеттеров в реализации нестандартных офисных решений – наш внушительный опыт позволит и дальше оставаться одним из ведущих игроков на рынке. У нас качественные, удачно расположенные бизнес-центры, пользующиеся растущим спросом услуги, у нас есть далеко идущие планы развития в России. Кроме того, мы видим растущий интерес российского бизнеса к гибким офисным решениям, причем на новые форматы работы переходят не только малые и средние, но и крупные отечественные корпорации, такие как Сбербанк, Вымпелком, Яндекс. Согласно проведенному нами исследованию, сейчас в России лишь 32% сотрудников могут позволить себе половину рабочего времени работать вне офиса, тогда как зарубежом данный показатель достигает 50%. Это означает, что в России есть значительный потенциал роста для работы вне офиса, и спрос на гибкие офисные пространства будет только расти.

В перспективе 5-10 лет бизнесом займутся нынешние школьники и студенты, привыкшие к оперативному обмену информацией. Для них непонятна ситуация, когда надо обременять себя поисками, обустройством и обслуживанием традиционного офиса, если можно просто снять полностью готовый офис под конкретную потребность и сразу заняться делом. Будущие предприниматели поколений Y и Z – это наши потенциальные партнеры в долгосрочной перспективе.

Каков типичный пользователь коворкинга и «гибкого офиса». Это фрилансер с компьютером?

Условно резидентов коворкингов можно разделить на три группы. Первая — это работники-одиночки: фрилансеры, индивидуальные предприниматели, которым нужна профессиональная рабочая обстановка, им неудобно работать дома или в кафе, но снимать традиционный офис для них слишком дорого. Они выбирают коворкинги по большей части исходя из стоимости рабочего места. Вторая группа — это молодые компании, стартапы, которые используют коворкинг как промежуточное экономное решение до момента, пока бизнес не встал на ноги. Третья группа – это наемные сотрудники компаний, чья работа носит разъездной характер, либо же им по каким-то причинам неудобно ежедневно ездить в головной офис, и работодатель пошел им навстречу в этом вопросе.

В последние год-два наметилась тенденция к образованию четвертой группы постоянных пользователей коворкингов. Это средний и крупный бизнес, которому нужны места в коворкинге на время проектной работы для одной или нескольких флеш-команд. Таким образом компании оптимизируют свою работу, избегая капитальных вложений и снижая издержки. 

Многие коворкинги сочетают развлекательный или образовательный форматы. Это помогает работе или мешает?

Изначально коворкинг – это место, где представители одной профессиональной среды могут эффективно проводить свое время, работая, общаясь, обмениваясь опытом и знаниями. Поэтому для классического коворкинга сочетание работы и места для развития профессиональных навыков – это норма. С одной стороны, обмен опытом, возможность посетить профильные образовательные мероприятия, наладить связи в своей профессиональной среде, способствуют развитию hard skills. Насколько отсутствие конфиденциальности и постоянный шум мешают повседневному рабочему процессу, зависит от индивидуальных особенностей каждого человека.

На рынке представлены экзотические виды коворкингов: столярный, флористический, архитектурный, коворкинги для матерей. Насколько такие ниши жизнеспособны?

Это не экзотические виды, а коворкинги с определенным позиционированием, развивающиеся в русле концепции классических пространств. Их жизнеспособность зависит от того, насколько данное направление востребовано в данном районе. В любом случае формат нишевых коворкингов не станет массовым в силу ограниченной аудитории.

В последнее время появляются коворкинги, рассчитанные на мам с маленькими детьми. Особенностью таких пространств является наличие «детской» инфраструктуры – комнаты матери и ребенка, няни, возможностей для питания, занятий и прогулок детей. Такие коворкинги появляются преимущественно в спальных районах крупных городов. Это обусловлено тем, что людям, которым одновременно надо работать и уделять внимание маленькому ребенку, удобно делать это рядом с домом.

Вот уже несколько лет власти Московской области  открывают коворкинги. Являются ли эти пространства конкурентами для классических бизнес-моделей?

На бурно растущем рынке коворкингов и гибких офисов можно только приветствовать инициативы властей создавать условия для работы предпринимателей и способствовать развитию нового формата. Рынок пока еще слишком далек от насыщения, чтобы можно было говорить о конкурентной угрозе со стороны как государственных, так и частных операторов.

Должен ли оператор коворкинга обеспечивать постоянную ротацию резидентов?

Несмотря на то, что управляющим компаниям рекомендуется проводить ротацию, на деле никто не будет специально расторгать договора с постоянными клиентами. Ротация резидентов происходит естественным путем. Для операторов небольших коворкингов любой ушедший клиент означает временный простой и недополучение прибыли, поэтому они заинтересованы в том, чтобы сохранить существующий пул резидентов на как можно более длительный срок. Крупные поставщики гибких офисных пространств также стараются не допускать излишне активной ротации резидентов, так как это нарушает сложившуюся экосистему коворкинга. И, конечно, наиболее заинтересованы в сохранении отношений с имеющимися клиентами операторы тех коворкингов, в которых есть якорные арендаторы. Для них уход крупной компании, занимающей до 75% всех площадей, однозначно оборачивается стрессом и убытками.

Согласны ли вы с тем, что коворкинг – это временное рабочие место и как только меняется доход у резидента, он либо работает в бесплатном месте, либо переезжает в «обычный» офис?

В среднесрочной перспективе большая часть нынешних пользователей коворкингов переедут в некрупные офисы, в том числе и с гибкой системой аренды. Переход малого и среднего бизнеса из коворкингов в отдельные офисные помещения - это сложившийся тренд, который мы наблюдаем уже довольно долго. 

Управляющие компании реагируют на новый спрос: четверть московских коворкингов помимо основной услуги предлагают снять своим резидентам мини-офисы на любой срок. Это позволяет получить больший уровень комфорта, при этом не отказываясь от привычных удобств, в том числе — аутсорсинговых секретарских, IT, клининговых и прочих услуг, не относящихся к непосредственной работе.

В то же время нельзя утверждать что коворкинг – исключительно временное рабочие место. Многим сотрудникам нравится именно такой стиль и ритм работы. Нам известны случаи, когда компания не хотела переезжать из коворкинга в офис, хотя ее ресурсы позволяли менять локацию. 

Сколько можно сэкономить на «гибком офисе»? Ведь нет затрат на мебель, коммунальные услуги, ремонт?

Основными факторами экономии у пользователей гибких офисов являются возможность заключить договор на нужный срок и отсутствие необходимости вкладываться в подготовку и оборудование офиса, а также заниматься его дальнейшим обслуживанием. Кроме того, качественные гибкие офисные пространства предоставляют своим резидентам услуги ресепшн и консьерж-сервис, возможность централизованного использования офисной оргтехники, комфортабельные зоны ожидания для гостей, переговорные комнаты и помещения для видеоконференций. Все это – необходимые составляющие современного офиса, затраты на организацию которых оператор гибкого офисного пространства берет на себя, снимая их с компаний-клиентов.

По данным исследования Regus, перевод части сотрудников с фиксированных рабочих мест на незакрепленные позволяет значительно сократить затраты на офис. Например, если в компании 30 фиксированных рабочих мест, то можно оставить 25 мест: 15 закрепленных и 10 гибких рабочих мест. За счет этого можно сократить площадь офиса, и соответственно затраты на 15-20%.

Гибкие офисы также актуальны для быстрорастущих компаний. Если бизнес расширяется, то компания может снять у нас же офис большей площади без потери залога, тогда как обычный договор аренды офиса подразумевает срок от 11 месяцев с залогом, который не возвращается при досрочном расторжении договора. Если бизнес «не пошел», то компания также может расторгнуть договор без потерь.

 

У вас есть дача?
Пройти опрос
Спасибо за участие в опросе!
Подпишитесь на новостную рассылку
Узнавайте новости о недвижимости, строительстве и архитектуре