Мультимодальные центры: как будут развиваться транспортные хабы Москвы

3520
фото: shutterstock.com

Помимо главной функции - уменьшение времени в пути, транспортные хабы являются одной из самых лучших инвестиций. Каждый рубль, вложенный городом в ТПУ, притягивает три рубля инвестиций, говорят власти.  

Строительство транспортно-пересадочных узлов является одним из самых важных направлений развития любого мегаполиса. Именно они становятся связующим звеном всей транспортной городской сети.

В настоящее время в Москве строится и проектируется свыше 90 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). На развитие транспортных хабов город  потратит 53 млрд рублей, сообщил заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. В 2019 году в Москве планируют построить восемь ТПУ.

В этом году также начнется строительство новой железнодорожной станции в составе ТПУ "Ховрино", которое  планируется завершить уже к началу 2021 года. Город также рассматривает возможность создания дополнительных переходов от станции МЦК и метро "Кутузовская" к будущей штаб-квартире Сбербанка на Кутузовском проспекте.  "У нас уже практически согласовано техническое задание. Думаю, что мы в ближайшее время утвердим техническое задание, будем проектировать и строить – это полезное и для города, и для Сбербанка решение", - отметил Марат Хуснуллин.

Кроме этого, в ряде проектов ТПУ будет строиться жилье по реновации. Речь идет о ТПУ "Мамыри", "Марьина роща", "Ватутинки", "Суворовская" и "Нагатинский затон", рассказал первый замгендиректора по девелопменту АО "Мосинжпроект" Альберт Суниев. В рамках этих пяти транспортных хабов для переселенцев будет построено порядка 200 тыс кв м жилья. В составе ТПУ "Лухмановская" может появиться трехзвездочный отель, добавил он.

Сами хабы решают не только проблемы доступности тех или иных объектов и сокращают время в пути (даже пять минут экономии за год превращаются  в сутки-недели), но и дают положительный эффект экономике города, становятся точками роста.  Развитие транспортных хабов помогает решать задачу благоустройства территорий. Вокруг ТПУ создаются парки, общественные пространства и прогулочные зоны.

По словам заммэра, для города ТПУ – это кульминация всей транспортной стратегии города. Именно они становятся связующим звеном всего транспорта столицы: метро, МЦК, автомобильные и железные дороги.  Сегодня ТПУ становятся мультимодальными центрами, в которых будут собраны все функции от транспортной до жилой. 

Сам строительный потенциал территорий в составе ТПУ составляет свыше одного миллиона квадратных метров недвижимости (офисы, торговля, спортивые и досуговые объекты и жилье), большая доля приходится на коммерческие объекты - порядка 75%. Это в свою очередь дает городу дополнительные рабочие места и налоговые поступления.

Сейчас из бюджета на строительство транспортных узлов выделено порядка 53 млрд рублей. При этом, такие проекты должны принести городу как минимум в три раза больше инвестиций – до  150-250 млрд рублей.  

Интерес со стороны инвесторов большой, как со стороны российских девелоперов, так и зарубежных. На один объект приходится по несколько инвесторов. В этом году, по словам вице-мэра, Москва выставит на торги 24 проекта транспортно-пересадочных узлов. Речь идет о ТПУ "Петровско-Разумовская", "Пятницкое Шоссе", "Лухмановская", "Мневники", "Мамыри", "Савеловская" и других. За прошедшие два года на аукционах было продано 16 подобных проектов.

Эксперты в свою очередь тоже отмечают эффект от развития транспортной инфраструктуры. Появление транспортных хабов, строительство новых линий метро и дорог увеличивают инвестиционную привлекательность территорий вокруг, и подогревает интерес со стороны девелоперов. Например, стоимость жилья возрастает не только с появлением транспортной инфраструктуры, но и с появлением информации о ее создании. В среднем жилье рядом с метро дороже на 15%. 

Одним из первых транспортных хабов, где город увидел эффект, стала территория рядом с Белорусским вокзалом, отмечает генеральный директор  международной консалтинговой компании Cushman & Wakefield Сергея Рябокобылко. Порядка 400 тыс кв м коммерческих площадей создано рядом с Белорусской. И на сегодня территория в данной локации уже сформирована.

Транспортный эффект можно проследить по востребованности площадей у арендаторов.  Так, в Москве за последние пять лет арендные ставки на коммерческие площадки в среднем упали на 1% (без учета инфляции). При этом, в отдельных локациях благодаря развитию транспортной сети был отмечен рост. Например, в районе метро Войковская арендные ставки выросли на 20%, а в Сити – на 15%, говорит эксперт. Обратная картина наблюдается в районе Новые Черемушки: арендные ставки там упали на 40%, продолжает топ-менеджер Cushman & Wakefield. Ситуация может кардинально измениться с приходом в район МЦД, это послужит толчком для развития территорий.

Еще один пример – ТПУ "Саларьево", которое должно открыться в ближайшие месяцы, отмечает директор отдела торговых помещений CBRE Марина Малахатько. Когда пять лет назад был анонсирован проект, я сама не верила в его успех - кому будет нужен огромный объект практически посреди поля, признается она. Однако, сейчас свыше 90% площадей ТПУ сданы в аренду. По нашим прогнозам, трафик составит порядка 55 тыс человек в день. 

Наиболее привлекательными для инвесторов в ближайшем будущем окажутся территории вокруг новых станций метро, МЦК и транспортных хабов, именно туда будут устремлены взоры девелоперов.

В этом году в столице планиурют построить 55 км дорог и 14 станций метро. Всего в ближайшие пять лет планирут открыть более полусотни новых станций метро. К 2023 должна замкнуться Большая кольцевая линия, и примерно тогда же запущего хордовое кольцо. 

Связанные персоны:
Куда отправитесь на майские праздники?
Пройти опрос
Спасибо за участие в опросе!
render('/layouts/_sendpulse');*/?>