Top.Mail.Ru

Йенс Крамер Миккельсен, экс-мэр Копенгагена: как грязный город превратить в туристическую Мекку

Наталья Густова 13422

В интервью редакции Вести. Недвижимость бывший мэр рассказал, почему важна открытость в диалоге с горожанами, какими качествами должен обладать градоначальник, и что будет с городами в будущем.

Йенс Крамер Миккельсен находился на посту мэра Копенгагена около 16 лет. За это время ему удалось превратить город из грязного, находящегося в упадке, в один из самых комфортных и экологичных в Европе. Сейчас господин Йенс занимает руководящую должность в крупной датской компании, имеет свой бизнес и продолжает заниматься проблемами городского развития.

Своим опытом он поделился с участниками форума "Среда для жизни", который прошел в Великом Новгороде, и рассказал нашей редакции о главных постулатах городского развития.

Мы не обещали золотые горы, а честно рассказали, что нас ждет большая работа

- Господин Йенс, у вас невероятный опыт трансформации городского пространства. За 16 лет вы превратили Копенгаген из города с высоким уровнем безработицы в туристическую Мекку. Расскажите, как вам удалось этого достичь?

Когда в 1989 году я впервые стал мэром Копенгагена, ситуация действительно была сложная. Уровень безработицы достигал 16-18%, отток населения был тоже высоким. Я со своей командой принял решение, что нужно максимально откровенно обсуждать ситуацию с горожанами. Мы не собирались обещать золотые горы и светлое будущее, а честно рассказали, что нас ждет большая работа, придется сократить городские бюджеты. Нужно было принять серьезные меры, и для этого нам была необходима максимальная прозрачность в диалоге с жителями.

Второй важной частью нашего плана было достижение политического сотрудничества — своеобразного альянса, нейтралитета между левыми и правыми. Хотя, признаюсь, коммуникация с политиками была более сложная, но мы сделали все возможное.

Далее мы подготовили сам план, который состоял из нескольких сценариев, и редактировался каждый год. Но самым главным во всем этом была мечта — видеть город идеальным.

Самым первым вопросом на повестке дня было привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры. Копенгаген на тот момент считался не самым приятным городом, на улицах было много мусора. Первым делом мы решили очистить город. Мы сделали это вместе с жителями, различными экологическими сообществами.

Было важно, чтобы горожане и туристы увидели, как столица становится чистой. Мы хотели сохранить прозрачность в общении с горожанами. Мы честно говорили, что работа по благоустройству городской среды займет годы. В этот процесс мы старались максимально вовлечь жителей, бизнес, туристическую отрасль, финансовые и культурные институции и государство. Мы не могли увеличить бюджет, но предложили посмотреть, что можно сделать вместе без дополнительных финансовых влияний.

- Продолжая тему прозрачности и открытого диалога. Вы говорили, что ваши главные приоритеты - это экология, экономика и идеи равенства и толерантности. Почему эти приоритеты и ценности так важны?

Прозрачность — важный элемент, как и само вовлечение людей в процессы благоустройства. Толерантность тоже играет центральную роль, так как в городе живут люди с разными взглядами и ценностями. Это было важной составляющей городского развития.

Как я уже сказал, первостепенно мы решили очистить город. Копенгаген всегда был промышленным городом, отходы часто сбрасывались в гавань, которая была невероятно загрязнена. Когда я был ребенком, нам не разрешали плавать в гавани. Мы это, конечно, все равно это делали (смеется). Но у детей потом были проблемы со здоровьем - насколько высоким был уровень загрязнения.

Одна из важных вещей, которые мы сделали на тот момент – привлекли муниципальные и индустриальные ресурсы, чтобы разработать план очистки сточных вод. Сейчас, спустя 10 лет, вода в гавани настолько чистая, что можно купаться, ловить рыбу и даже есть ее. До этого так было делать нельзя. Поэтому инвестиции в экологию очень важны.

Наверняка вы знаете, что Копенгаген — это город велосипедистов. Более 50% всех поездок по городу происходит на велосипедах. Сегодня многие жители, у которых есть автомобили, все равно предпочитают велосипеды или метро.

- Подобный отклик со стороны жителей можно ожидать в других городах? Например, возможно ли это в серьезно загрязненных промышленных городах? Насколько здесь важен фактор ментальности?

Пожалуй, здесь важно расставить приоритеты. Окружающая среда — это не только проблема жителей города. Загрязнение и экономические проблемы не ограничиваются границей города, страны или континента. Это глобальные проблемы. Например, одной из ключевых направлений ООН на ближайшие годы – проблемы экологии. 

Конечно, не надо полностью копировать то, что делают другие города, но можно использовать опыт других. В вопросах благоустройства Копенгагена мы тоже заимствовали отдельные идеи у других городов. Вопрос ментальности, культурных различий  и экономических условий тоже надо учитывать. Но ориентироваться на опыт других городов в этом вопросе нужно обязательно.

- Могли бы вы назвать города, которые вдохновляли вас на изменения Копенгагена?

Это были и небольшие датские города, и мегаполисы по всему миру. Например, меня очень вдохновили изменения, которые происходили в Лондоне в 70-80х гг. Мы не стали копировать их модель, но там были очень интересные ее элементы. Перед запуском метро мы изучали, как работает подземный транспорт в Москве, Ванкувере, Германии и Америке. Мы не копировали полностью проекты, но учитывали их при реализации своих проектов.

Главное обладать терпением. Работа мэра не позволяет быстро починить что-то, город — это долгосрочный проект

- До работы городским управленцем вы занимались преподаванием. Скажите, почему вы решили избираться на пост мэра?

У нас в семье всегда поддерживалась активная гражданская и политическая позиция. Мой отец был активным членом профсоюза на протяжении многих лет, и мы всегда обсуждали политику дома. Меня всегда это интересовало, я активно участвовал в молодежном социально-демократическом движении. Затем был избран в городской совет, тогда я был еще совсем молод.

Когда мой предшественник в довольно преклонном возрасте принял решение покинуть партию, выбор в качестве следующего кандидата пал на меня. Это стало для меня серьезным испытанием. Вы можете планировать свою карьеру, иметь какое-то представление о том, чем бы вы хотели заниматься в будущем, но иногда все решает дело  случая и стечения обстоятельств.

- Какие, на ваш взгляд, качества являются ключевыми для городских управленцев?

Думаю, главное обладать терпением. Работа мэра не позволяет быстро починить что-то, город — это долгосрочный проект. Нельзя изменить город за пару месяцев или даже лет, но можно выбрать направление.

Очень важно иметь хорошую команду. Это не должны быть люди, которые считают тебя гением. Важно иметь обратную связь и принимать критику. Нужно быть командным игроком. Еще необходимо оставаться спокойным и уверенным, что тебе под силу решить любую проблему и задачу.

- На ваш взгляд, благоустройство территорий и развитие инфраструктуры - это ключевые задачи для городских управленцев? Или есть другие секторы, которые находятся в большем приоритете?

Все это зависит от того, какие задачи стоят перед городом на уровне государства, региона и самого города. Но инвестиции в инфраструктуру имеют важное значение, как для определения новых направлений, так и решения социальных вопросов.

Во многих крупных городах вместе с их развитием растет и бедность. К примеру, в больших городах людям со средним и низким доходом сложно найти жилье. С этими вопросами тоже нужно работать. Поэтому в центре всего — устойчивость. Города растут, и нужно понимать, что это влияет на уровень загрязнения. Нужно создать устойчивую комфортную среду, которая при этом будет еще и финансово доступной.

Важно, чтобы был не отдельный район для бедных или для богатых. Я здесь абсолютный сторонник интеграциии и разнообразия. Именно так мы планировали проекты в Копенгагене. Вы вряд ли сможете отличить социальное жилье от дорогих частных апартаментов, расположенные в одном здании.

Поэтому для нас включение и разнообразие были ключевыми факторами сохранения устойчивого развития. Мы инвестировали в культурные инициативы. Речь не шла о миллионах крон, у нас их просто не было. Мы подключали людей из разных секторов, культурные институции и проводили много мероприятий.

Также важен вопрос инвестирования в культурную инфраструктуру, а не только строительство метро, уборка города и реализация жилых проектов. Для того, чтобы изменить город нужна очень разнообразная и комплексная стратегия. Позвольте людям гордиться своим городом! Как с точки зрения культурного и исторического наследия, так и просто того, как выглядит город.

Я думаю, что многие датчане считают замечательным, что город стал настолько чистым. Приятно, что наше метро, которое появилось только в 2000 году, считается одним из самых эффективных в мире. Мы планируем расширить подземные линии, и в новом проекте, который стартует 29 сентября, метро вырастет еще на 15 километров.

Для того, чтобы распланировать, найти финансирование и построить метро, нам потребовалось 20 лет. Именно поэтому я и говорил, что терпение – одно из важных качеств городских управленцев. Время мэра на посту ограничено, но именно терпение позволяет помнить о конечной долгосрочной цели.

Нужно наполнять район разными функциями, чтобы в нем было комфортно всем 

- Какие тренды в развитии европейских городов вы бы отметили?

Во многих европейских, североамериканских странах и в России есть общий тренд — людям комфортнее жить в городах. По всему миру население уезжает из сельской местности в городские центры. Поэтому концентрация и грамотное взвешенное планирование территорий с более высоким уровнем застройки крайне важны. Нужны удобные способы передвижения, эффективный городской транспорт. Машины, которые загрязняют окружающую среду не смогу решить этот вопрос — только электромобили. Крупным городам нужно инвестировать в высокоскоростные поезда, автобусы и метро. Это, пожалуй, основные тренды.

Это также совпадает с нашими интересами по развитию туристической инфраструктуры. Туристу интересны не только музеи и старинные церкви. Он хочет видеть чистый город, общаться с дружелюбными местными жителями. Часть нашей работы - позволить туристам чувствовать себя желанными гостями. Хочется видеть город, где самим местным нравится жить, вести ежедневные дела.

- Могли бы поделиться и другими идеями развития городов? Возможно, какие-то из них получилось позаимствовать у Москвы и Петербурга или, наоборот, посоветуете что-то мэрам этих городов?

Ситуация в Москве, Петербурге и многих других городах довольно похожа. Это модель развития из 50-70-х гг, когда промышленность была сосредоточена в одном районе, а люди выезжали за пределы города в большой жилой комплекс. Это требует преобразований, комплексных решений.

У нас есть районы со смешанным использованием. На мой взгляд, это лучшие районы. В Копенгагене мы, конечно, не сносим здания, построенные в 60-70х годах, но они должны быть функциональными. Если это жилой район - надо его заполнить культурными учреждениями, офисами. Если промышленный или офисный район - заполняете жильем, если это не вредное производство. Таким образом, можно превратить уже существующие "профильные" районы в зоны смешанного использования, что улучшит комфорт среды для жизни в городе.

Форум "Среда для жизни" проводится ДОМ.РФ при поддержке правительства РФ и Минстроя России ежегодно в городах, показывающих стремление развиваться и формировать комфортную городскую среду. Он собирает лучших российских и иностранных экспертов: архитекторов, урбанистов, девелоперов, представителей региональных и муниципальных администраций. Программная дирекция форума — Институт медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка".

 

Связанные компании:
Знаете ли вы о реформе долевого строительства и эскроу-счетах?
Пройти опрос
Спасибо за участие в опросе!
render('/layouts/_sendpulse');?>